Внеконкурсные программы

Летняя эйфория

НЕФОРМАТНОЕ КИНО

«Летняя эйфория» по традиции составлена из российских фильмов, не попадающих в обычный формат. Мы показываем картины на стыке документальной и игровой формы, фильмы-рефлексии на темы жизни и искусства. Сегодня, когда киноиндустрия переживает очередную перестройку, важно сохранить разнообразие форм и всячески противостоять унификации кино по единому стандарту. Кроме того, мы собираем фильмы, которые доставляют удовольствие и которые просто приятно смотреть.
Приходите!

Андрей Плахов
Куратор программы
известный российский кинокритик



ВИНОГРАДОВ ДУБОСАРСКИЙ: КАРТИНА НА ЗАКАЗ
Режиссеры: Евгений Митта, Александр Шейн
Россия, 2009

ДЕНЬ ШАХТЕРА
Режиссер Андрей Грязев
Россия, 2010

КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ
Режиссер Алексей Попогребский
Россия, 2010

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ
Режиссер Ирина Евтеева
Россия, 2010

МАМА
Режиссеры: Елена Ренард, Николай Ренард
Россия, 2010

ОЛЕГ ТАБАКОВ. ОТРАЖЕНИЕ
Режиссер Кирилл Серебренников
Россия, 2010



Кино на площади*

Лидеры российского кинопроката 2009-2010 гг., самые яркие и зрелищные фильмы сезона демонстрируются на площади у Зимнего театра под открытым небом. Наравне с блокбастерами, в программу «Кино на площади» включены также жанровые работы молодых режиссеров.



А МАМА ЛУЧШЕ!
Режиссер Максим Воронков
Россия, 2010

БЕЛКА И СТРЕЛКА. ЗВЁЗДНЫЕ СОБАКИ
Режиссеры: Святослав Ушаков, Инна Евланникова
Россия, 2010

ВЕСЕЛЬЧАКИ
Режиссер Феликс Михайлов
Россия, 2009

ИРОНИЯ ЛЮБВИ
Режиссеры: Александр Черняев, Ержан Рустембеков
Россия/Казахстан, 2009

КАНДАГАР
Режиссер Андрей Кавун
Россия, 2010

КИТАЙСКАЯ БАБУШКА
Режиссер Владимир Тумаев
Россия, 2009

ЛЮБОВЬ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ-2
Режиссер Марюс Вайсберг
Россия, 2010

МЫ ИЗ БУДУЩЕГО-2
Режиссер Александр Самохвалов
Россия, 2009

НА ИГРЕ-2. НОВЫЙ УРОВЕНЬ
Режиссер Павел Санаев
Россия, 2009

НА СВЕТЕ ЖИВУТ ДОБРЫЕ И ХОРОШИЕ ЛЮДИ
Режиссер Дмитрий Астрахан
Россия, 2009

НАША RUSSIA: ЯЙЦА СУДЬБЫ
Режиссер Глеб Орлов
Россия, 2010

ОДНОКЛАССНИКИ
Режиссер Сергей Соловьев
Россия, 2009

О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ
Режиссер Дмитрий Дьяченко
Россия, 2009

УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ 2. ПРЕДСТОЯНИЕ
Режиссер Никита Михалков
Россия, 2010

ФОБОС
Режиссер Олег Асадулин
Россия, 2010

ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ
Режиссеры: Александр Войтинский, Дмитрий Киселев
Россия, 2009

*Программа находится в стадии формирования.



ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ КОПРОДУКЦИЙ

Не так давно, когда основной продукт жизнедеятельности государства российского стоил 140 долларов за баррель, кинофестиваль в Сочи проводил круглый стол продюсеров. Наряду со столпами отечественной киноиндустрии за этот самый стол были приглашены и иностранные гости. Они принимали участие в дискуссиях, предлагали совместные постановки… И вот один из вышеозначенных столпов вдруг встал и сказал, обращаясь к гостям: «Зачем вы сюда приехали? Вы нам не нужны. У нас столько денег, что мы сами справимся». Гости знали о цене основного продукта и к тому же были образованы, а некоторые даже и интеллигентны. Пожали плечами и уехали. И вот черная жидкость подешевела. Едва вставшие с колен граждане, послав привычные проклятия американскому империализму и мировой закулисе, стали задумываться над поисками иных путей к привольной жизни. В области кинопроизводства едва ли не единственным таким путем стали видеться те самые копродукции, что совсем недавно высокомерно отвергались. Поэтому сегодня представляется в высшей степени поучительным напомнить деятелям отечественного синематографического искусства о том, что копродукции, конечно, могут помочь, но и они – не панацея. Количество стран, принявших участие в создании фильма, вовсе не гарантирует его художественный или коммерческий успех. И тот, и другой могут случиться, а могут и не случиться. Чтобы это уяснить, и предлагается вашему просвещенному вниманию сия ретроспектива про трудную радость копродукций. Ведь ничего нет нового под Луной. Под солнцем, впрочем, тоже. И на 3D под названием «стереокино» надежды возлагались, и совместные постановки имели место быть. Причем, не только в вотчине «мировой закулисы», но и в «первом в мире государстве рабочих и крестьян». Поначалу советские киноначальники поощряли копродукции с братскими социалистическими странами («Фуртуна» – с Албанией Энвера Ходжи, «В едином строю» – с маоистским Китаем, «Братья» – с Северной Кореей). Ну, а в оттепель позволяли кинематографистам работать и с французами, и с итальянцами, и с японцами, и со скандинавами. Были милые картины – советско-японский «Маленький беглец», советско-французский «Леон Гаррос ищет друга». Были кассовые чемпионы – рязановские «итальянцы», «Соло для слона с оркестром» Олдржиха Липского. А уж советско-румынские «Песни моря» распевала вся огромная страна вслед за прекрасным Даном Спэтару, прелестной Натальей Фатеевой и сладкоголосой Ларисой Мондрус… Крупных художественных достижений не было. Но, может, их и не может быть в копродукции? Может, создавая картину совместно с иностранцами, лучше сконцентрироваться на коммерческой составляющей?.. Советов нет и быть не может. Рецептов – тоже. Подождем новых российско-иностранных картин. В ожидании пересмотрим советско-иностранные. Может, нам это в чем-то поможет? Хотя бы в том, чтобы уяснить: партнеры – это не щука, которая все сделает за Емелюшку.

Сергей Лаврентьев
Куратор программы
историк кино, кинокритик



ВЕЛИКИЙ ВОИН АЛБАНИИ СКАНДЕРБЕГ
Режиссер Сергей Юткевич
СССР/Албания, 1953

ПОПУТНОГО ВЕТРА, "СИНЯЯ ПТИЦА"!
Режиссер Михаил Ершов
СССР/СФРЮ, 1967

КРАСНАЯ ПАЛАТКА
Режиссер Михаил Калатозов
СССР/Италия, 1969

ПЕСНИ МОРЯ
Режиссер Франчиск Мунтяну
СССР/Румыния, 1970

ДЕРЖИСЬ ЗА ОБЛАКА
Режиссеры: Петер Сас, Борис Григорьев
СССР/ВНР, 1971

СОЛО ДЛЯ СЛОНА С ОРКЕСТРОМ
Режиссер Олдржих Липский
СССР/ЧССР, 1975

СИНЯЯ ПТИЦА
Режиссер Джордж Кьюкор
СССР/США, 1976

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА
Режиссер Григорий Чухрай
СССР/Италия, 1980

АМЕРИКАНСКАЯ ДОЧЬ
Режиссер Карен Шахназаров
Россия/Казахстан (съемки в США), 1995



ГОД ФРАНЦИИ НА "КИНОТАВРЕ"

ГЕНСБУР. ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА
Режиссер Жоанн Сфар
Франция/США, 2010

ФРАНЦУЗСКИЙ КОРОТКИЙ МЕТР.

ФИЛЬМЫ-НОМИНАНТЫ НА ПРИЗ "ЛЮТЕН", 2009

Les lutins du court-métrage, nominations 2009

www.leslutins.com

Во всем мире для начинающих кинематографистов короткий метр – это шанс заявить о себе и сделать первый шаг в кинопроизводство. Но как правило – увы, не в кинодистрибуцию. Неполнометражные фильмы редко доходят до зрителя, а если и доходят, то в большинстве случаев через много лет, когда (если) их создатель стал известным кинематографистом, и его дебют удалось разыскать в архиве. Вот уже двенадцать лет (с 1998 года) французская культурная общественность пытается вывести поиск новых кинематографических имен на общенациональный уровень с помощью конкурса «Лютен». Инициатором и бессменным руководителем этого проекта стал известный актер, сценарист и режиссер Стефан Сан-Мартен (Stéphane Saint-Martin). Среди лауреатов – заметные имена современного французского кино: режиссер Франсуа Озон (François Ozon), актеры Жереми Ренье (Jérémie Rénier) и Людивин Санье (Ludivine Sagnier), актриса и писательница Сильви Тестю (Sylvie Testud) и другие. По сути дела, этот конкурс стал аналогом «Сезара» в коротком метре. Но «Лютен» – это, в первую очередь, многоступенчатая программа по выявлению новых имен и продвижению короткометражного кино. Читай, кино нового и молодого, отсюда и название: lutin – озорной мальчишка и одновременно веселый эльф, домовой и барабашка.

Проект по выращиванию новой смены французского кино включает в себя несколько этапов. Прежде всего, это, конечно, отбор. В первом туре комиссия из двадцати пяти специалистов отбирает 28 претендентов на приз из 350 короткометражных фильмов, ежегодно снимающихся во Франции. Далее программа на DVD-дисках и в сопровождении каталога рассылается французским кинематографистам разных профессий (порядка 2000 человек) для второго тура голосования. Одновременно та же программа демонстрируется зрителям по всей стране в кинотеатрах сети Пате и Гомона (23 города в 2008 году, 17 –в 2009-м). Торжественное оглашение и вручение призов происходит в Париже, на церемонии «Ночь Лютенов», проходящей в престижных залах, во дворце Шайо или в Гомон-Опера. К тринадцати победителям в официальных номинациях добавляются приз прессы, приз зрительских симпатий, приз за лучший иностранный (европейский) короткометражный фильм. А позже фильмы номинантов и лауреатов «Лютена» распространяются по всему миру через французские культурные центры, организации и посольства.

Представляя на «Кинотавре» номинантов на премию «Лютен-2009», мы ограничены во времени и из почти 12-часовой программы вынуждены были отобрать 15 фильмов для показа на двух 3-часовых (по традиции «Лютенов» – ночных) просмотрах. При отборе мы пытались сохранить разнообразие панорамы молодого французского кино, экспериментирующего с наррацией вплоть до чистого авангарда, с цветом – до возврата к черно-белому кино, с изображением, искажающемся от замены звука, с каждодневной реальностью, корнями вросшей в потусторонность, с телесностью, перерастающей в философию. Надеемся, что программа отечественного короткого метра, ежегодно представленного на «Кинотавре», получит такую же поддержку в России, как «Лютен» во Франции. Выражаем нашу искреннюю благодарность за содействие «Юнифранс-фильм» (www.unifrance.org) и лично Кристин Жандр (Christine Gendre), а также культурному отделу посольства Франции, и лично атташе по кино и аудиовизуальным медиа Кристин Ломон (Christine Laumond).


Наталья Нусинова
Российский куратор программы
киновед



ДЕНЬ СЛАВЫ
Режиссер Бруно Колле

ДЕРЕВНЯ ПОД СНЕГОМ
Режиссер Мартин Рит

КРОШКИ
Режиссер Пьер Пино

ЛИЗА
Режиссер Лоренцо Реччо

МЫ
Режиссер Оливье Хемс

НУ И ЧТО
Режиссер Кристоф Ле Маснь

ОГОНЬ, КРОВЬ, ЗВЕЗДЫ
Режиссер Каролин Деруаз

ОТДАЛЕННАЯ ЖИЗНЬ
Режиссер Себастьен Бетбедер

ПОЦЕЛУЙ
Режиссер Ян Коридан

ПОЧИВШАЯ КОРРЕА
Режиссеры: Николя Камбуа, Себастьен Гарде

СЕРДЦЕ АМОСА КЛЯЙНА
Режиссеры: Мишал Крано, Ури Крано

ТАКСИВАЛА
Режиссер Лола Фредерик

ТЕЛЕСНОЕ
Режиссер Кристоф Луазильон

ТОНИ ЗОРЕЙ (УШАСТЫЙ ТОНИ)
Режиссер Валентин Потье

ЭРЕМЬЯ ЭРЕМЬЯ
Режиссеры: Антони Куэре, Оливье Брудер

Газета «Кинотавр Daily»
Призеры
Призы
Жюри
Конкурсные программы
Внеконкурсные программы
Деловая часть
Культурная программа
Питчинг
Скачать
Пресс-релиз (pdf, 5Мб)
Каталог фестиваля (pdf, 5.4Мб)
Каталог питчинга (pdf, 2.2Мб)