И СНОВА «ДЕБЮТ»

10 июня в Сочи закрылся 29-й «Кинотавр» — главный, по мнению профессионалов, фестиваль, демонстрирующий и во многом определяющий тенденции отечественной киноиндустрии. В нынешнем году в его программу, - спустя 16 лет, - вернулся конкурс дебютных фильмов. Почему именно теперь?

Лозунг «Кинотавра» — «Настоящее российского кино» — как нельзя более точно определяет его программу: перерабатывая, усваивая, а иногда решительно опровергая уроки прошлого, но неизменно глядя в будущее, российское кино живёт сегодняшним днём. Молодые режиссёры всегда были в фокусе внимания «Кинотавра», но все же в этом году случилось событие знаковое: организаторы внесли изменения в программу фестиваля — в ней вновь появился конкурс дебютных фильмов. Александр Роднянский, президент ОРКФ «Кинотавр», объясняет это так: «Конкурс дебютов "Кинотавра" существовал с 1998 по 2002 год, тогда появились и были отмечены призами Лариса Садилова, Алексей Мурадов, Андрей Прошкин и многие другие… Но наш фестиваль всегда откликается на особенности времени: сегодня фильмов стало значительно больше, поток дебютов — признак десакрализации индустрии, где снять кино может почти каждый».

Кто приходит сегодня в индустрию? Как реагируют на вновь пришедших продюсеры, почему они готовы рисковать, вкладываясь в новичков? Что нужно дебютанту, чтобы фильм состоялся? Обо всем этом «Огонек» поговорил с участниками и гостями «Кинотавра-2018».

ЧЕМ ВЫЗВАН РОСТ КОЛИЧЕСТВА ДЕБЮТОВ?

Фёдор Бондарчук, сопредседатель попечительского совета ОРКФ «Кинотавр»

При нынешнем инструментарии фильм можно создать и без профессиональной техники: Final Cut у тебя в телефоне, цветокоррекция - в телефоне, саунд-дизайн – в телефоне, камера 11 мегапикселей с разными объективами, в принципе, тоже в телефоне. У людей исчезли ограничения в голове, исчезли страшилки - что нужны декорации, большая студия звукозаписи, что иначе не получится коммуникация со зрителем или идею не поймут.

Наталья Мокрицкая, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Новые люди»

Важный фактор – регионы, откуда стали присылать фильмы. Там появились бюджеты, стало модно иметь «своего» режиссёра. Ну что стоит местному отделу культуры дать на производство фильма 100-200 тысяч рублей - они могут себе это позволить. Я сейчас была в Туле: там поддерживают молодого режиссёра, который послал фильм на «Кинотавр», в регионе этим гордятся. Быть включёнными в кинопроцесс стало престижно.

Александр Роднянский

География производства невероятно расширилась. Мы говорим о феномене якутского кино, фильмы приходят с Алтая, из Бурятии, из Татарстана, Владивостока: кинематограф стал технически и финансово намного более доступен, а талантливые люди живут везде.

КТО СЕГОДНЯ ПРИХОДИТ В РЕЖИССЁРСКУЮ ПРОФЕССИЮ?

Валерий Тодоровский, режиссёр, продюсер фильма «Ваш репетитор» - участника конкурса «Дебют»

Приходят, как и всегда, молодые амбициозные люди, которые мечтают снимать кино. Среди них есть талантливые и бездарные, вменяемые и сумасшедшие, графоманы и гении - последних, конечно же, меньше. Хорошая новость состоит в том, что охота на таланты в России ведётся сейчас почти как в Голливуде. Если человек придумал что-то реально стоящее - его шансы снимать кино очень велики. Когда мне рассказывают, что толпы гениальных дебютантов не могут найти себе продюсера и финансирование, я не верю - разумеется, если мы говорим про людей адекватных с точки зрения масштабов замысла. Если дебютант скажет «хочу снять фильм про покорение конкистадорами Америки» - бюджета ему на это не дадут. Но если он захочет снять фильм про то, как мальчик в шестом классе полюбил девочку, если история будет придумана пронзительно – поверьте, выстроится очередь людей, которые захотят дать ему денег. И то, что на «Кинотавре» решили сделать отдельный конкурс дебютов – прямое свидетельство роста нового поколения русского кино.

Федор Бондарчук

Стандартная биография, - «ещё в школе заинтересовался кино, потом поступил во ВГИК», - перестала быть типичной. Люди приходят из самых разных сфер. Мысль, энергия, необузданное желание рассказать, прокричать или тихо прошептать свою историю - вот что важно. И «Кинотавр» это подтверждает – мы видим, сколько дебютантов выходит в большое кино именно оттуда. Помню, как подошёл к режиссёру Грише Добрыгину после его первой короткометражки: «Слушайте, Гриша, давайте с вами обсудим…». А он мне: «Простите, я должен сначала ответить на несколько уже поступивших предложений». Вот так в течение нескольких минут после показа на него набросились продюсеры.

КАКИЕ ИЗ ВЫПУЩЕННЫХ ВАМИ РЕЖИССЁРСКИХ ДЕБЮТОВ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЗНАКОВЫМИ?

Александр Роднянский

«Девятая рота» Фёдора Бондарчук. Считаю, что это был выдающийся дебют, обозначивший приход самостоятельного, яркого, сильного, эмоционального, рождённого для большого зрительского кино режиссёра. Такое редко бывает.

Фёдор Бондарчук

«Лёд» Олега Трофима. Он сам даже не понял, что произошло: «Почему меня все поздравляют?» «Правда, не понимаете? Вы, дебютант, ворвались в десятку миллиардников, установили кассовый рекорд первого дня проката» «В смысле?» «Милый мой, дорогой! Как же хорошо, что вы об этом ничего не знаете».

Наталья Мокрицкая

Продюсером я стала во многом из-за Кирилла Серебренникова - фильм «Изображая жертву» был дебютом для нас обоих. В тот момент я ничего не понимала в производстве, - киновед по образованию, работала и хорошо зарабатывала в крупном рекламном агентстве, жила спокойно. Кирилл был театральным режиссёром, мы давно дружили и мне хотелось, чтобы его признали в кино, хотелось доказать профессиональному сообществу, что Кирилл очень талантлив. Я пересмотрела его спектакли и решила, что «Изображая жертву» - вполне кинематографичная история. Государство денег не дало, сказали: «Сними, покажи, а мы посмотрим». Я одолжила 250 тысяч долларов, - сегодня, конечно же, побоялась бы, - и мы сняли фильм. В итоге государство нас поддержало.

ЧЕМ ВАС ПРИВЛЕКЛО СОТРУДНИЧЕСТВО С ДЕБЮТАНТАМИ, КОТОРЫХ ВЫ ПРЕДСТАВИЛИ НА «КИНОТАВРЕ»?

Сабина Еремеева, продюсер фильма «Кислота» - лауреата Гран-при конкурса «Дебют»

Я давно наблюдала за Сашей Горчилиным и всё говорило о том, что передо мной человек с нестандартным видением, который мыслит невероятно свободно, даже дерзко. Предложила Саше стать режиссёром – была абсолютно убеждена, что его приход в эту профессию всё равно произойдёт, я лишь слегка его предвосхитила.

Арсен Готлиб, продюсер фильма «Пусть будет Лиза» - участника конкурса «Дебют»

Мне было важно, что режиссёр Игорь Каграманов хорошо знает так называемых «простых» людей. Часто это выражение сопровождает негативная коннотация, оттенок высокомерия. А у Игоря этого не было, он знает простых, - без кавычек, - людей, сам вышел из их среды, любит их, чувствует их драму. И сценарий нашего фильма – на простую, бытовую тему, но одновременно и о том, что если человек однажды решился на страшное, то потом, даже если он отказался от своего замысла, жертвы не избежать - мысль материальна и может ударить, иногда в совершенно неожиданную сторону.

Валерий Тодоровский

Довольно риторический вопрос, всё равно что спросить «почему ты женился на этой, а не на той – та ведь покрасивей будет, и помоложе». В этом много иррационального. Началось с того, что я посмотрел дипломную ВГИКовскую работу Антона Коломейца и мне показалось, что это талантливый парень. А через год он принёс сценарий «Ваш репетитор» и я понял, что мне близки его интонация и стилистика, нравится, как он видит этот мир.

ЧТО ЕЩЁ НУЖНО ДЕБЮТАНТУ, ЧТОБЫ ОПЫТНЫЙ ПРОДЮСЕР ОБРАТИЛ НА НЕГО ВНИМАНИЕ?

Фёдор Бондарчук

Подготовка. Если ко мне приходят с тремя безграмотными строчками на мятом листке - я просто не буду разговаривать. Можно же поднять задницу, потратить время на эскизы, показать музыку, режиссёрскую экспликацию, пробы актёров – на это не надо бюджета! Но нет, 90 процентов приходят с одной бумажкой, а потом обижаются, что их гениальную идею не поняли. Тот же Трофим, когда первый раз пришёл к нам - он и станцевал, и спел, и сыграл за всех: за Петрова, за Тарасову и Аронову, за маленькую собачку. На стены наклеил стикеры с объяснениями, в телефоне и на компьютере имел пробы, где сам сыграл практически всю картину. Потом нам её «показал», - прямо в комнате, меняя объективы: «Вот эту сцену мы снимем на длиннофокусную оптику. На, возьми стёклышко, посмотри на меня - я буду стоять здесь, а здесь будет вот эта штука». Это я называю «подготовленный дебютант».

ЛЕГКО ЛИ ДЕБЮТНОМУ ФИЛЬМУ ПОЛУЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ?

Данила Козловский, актёр, продюсер фильма «На районе» - участника конкурса «Дебют»

Мы удачно представили фильм на питчинге, к нам не было ни одного вопроса. Проект, говоря профессиональным языком, был хорошо спакетирован. Заранее договорились с губернатором и администрацией Приморского края о поддержке, заручились согласием потенциальных партнёров, был решён вопрос разрешения съёмок на сложных закрытых объектах, вопросы с инфраструктурой, перевозками, проживанием съёмочной группы – это же Владивосток, там нет никакой производственной базы. И, - да, конечно, моё имя в этом смысле сработало - и Министерству культуры, и Фонду кино важен актёрский состав. Но важнее было то, что проект был фактически на ходу, мы не просто заявили «дайте нам денег, мы будем разрабатывать и снимать», а сказали «поддержите дело, которое мы уже начали».

Наталья Мокрицкая

Я считаю, что делаю качественное кино и государство должно поддерживать мои фильмы - их смотрит зритель, они попадают на фестивали, рассказывают о России. Я не зарабатываю на производстве, выпускаю хорошие картины за маленькие бюджеты, нахожу дебютантов и делаю из них опытных режиссёров - государство должно радоваться и мне помогать. Конечно, я имею дело и с частными деньгами – только на средства Минкульта или Фонда кино снять фильм невозможно. Но совсем без государственных денег я работать не готова.

КАК ВЫСТРАИВАЕТСЯ РАБОТА ОПЫТНОГО ПРОДЮСЕРА И РЕЖИССЁРА-НОВИЧКА?

Арсен Готлиб

Это очень тонкое дело. Ты должен услышать и увидеть человека, зачастую - постараться увидеть в нем больше, чем он видит в себе сам. Одна из проблем в том, что автору хочется сказать о многом – практически обо всём, что накопил за свою жизнь. И важно, с одной стороны, помочь ему раскрыться, с другой – не дать завязнуть в самом себе, высказаться на одну выбранную тему, ну, на две - но не на двадцать две.

Александр Роднянский

Вопрос сводятся к тому, как не дать дебютанту споткнуться на огромном количестве технических и технологических процессов, помочь на ходу овладеть большим количеством инструментов, с которыми он до этого не сталкивался. Инструментами я называю и способы съёмки, и работу с актёрами, и возможности, которые открывают декорации.

Сабина Еремеева

Главное - направить, помочь проявить себя, а не навязать своё. Не передавить.

ГДЕ КРОЮТСЯ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ В РАБОТЕ С ДЕБЮТАНТОМ?

Данила Козловский

У меня если не сказать счастливый, то в высшей степени положительный опыт работы с Олей Зуевой. Во-первых, она точно отделяет профессиональное от личного. Во-вторых, она получила образование за рубежом и её обучение в американской киношколе очень помогает: Оля исключительно дисциплинированный, абсолютно производственно-ориентированный кинорежиссёр. Был показательный пример. У нас произошла ошибка в планировании, я сказал: «Есть проблема с бюджетом, надо сократить два съёмочных дня». Другой режиссёр сказал бы «нет», тем более – дебютант, человек, с которым на это количество дней есть договорённость и он имеет на них полное право. А она ответила: «Сниму за тот срок, за который нужно». Я думаю, это западный подход, западная какая-то закалка.

Наталья Мокрицкая

Как-то я была на «Кинотавре» членом жюри секции «Короткий метр» и страшно полюбила одну картину. Мы дали режиссёру Гран-при и позже я запустила с ним полнометражный фильм. Но лента не получилась - мы доводили её до ума практически без режиссёра. В результате сделали, и даже продали неплохо - Таиланд, Тайвань, Япония, Китай. Но я, конечно, рыдала и считала, что это мой провал.

Александр Роднянский

Всегда страшно столкнуться с неуверенностью, а главное - с неспособностью выходить на площадку подготовленным. Последнее, кстати случается и с опытными режиссёрами. Дьявол - в мелочах. То, что накануне съёмочного дня нужно каждый раз проходить с группой план следующего дня, обсуждая его накануне полноценно, глубоко – это азбука. Читка сценария в подготовительном периоде, когда все без исключения, - начальники департаментов, оператор, художник, продюсер, - проходят сцену за сценой, обсуждая детали и особенности съёмки каждого кадра, предложенные режиссёром, – тоже азбука. И эта азбука должна неукоснительно соблюдаться.

ОЩУЩАЮТ ЛИ ИМЕНИТЫЕ РЕЖИССЁРЫ КОНКУРЕНЦИЮ СО СТОРОНЫ НОВИЧКОВ?

Валерий Тодоровский

Кино - не спорт, где кто-то бегает быстрее, а кто-то медленнее, это более сложная и тонкая материя. Конкуренции в лобовом понимании здесь нет, но появление молодых талантливых людей подхлёстывают индустрию, не даёт ей заржаветь в своём величии. По её кровеносным сосудам должна идти кровь, в том числе свежая. Возможно, если бы я был только режиссёром, то, может, между фильмами лежал бы в творческом кризисе на диване и думал «чёрт, пришли вот эти мальчики - у них все сразу получается, а мы в Советском Союзе говно жрали ложками». Но так как я ещё и продюсер, у меня нет времени лежать и проклинать молодёжь, я предпочитаю с ней дружить и работать, - когда получается. А тех, кто переживает из-за нашествия молодых, могу успокоить: пока всё-таки по-настоящему крутых немного. Нигде в мире не бывает, чтоб каждый год приходило по двадцать гениев; один, два – уже прекрасно. И если эти люди не уходят из профессии, рождается большой национальный кинематограф.

ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЧАСТО СОПРЯЖЕНО С ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ. ЧТО ЗАВСТАВЛЯЕТ ПРОДЮСЕРОВ УВЕЛИЧИВАТЬ РИСКИ, СОТРУДНИЧАЯ С НОВИЧКАМИ?

Александр Роднянский

Их молодая энергия. Желание, чтобы они говорили с молодым зрителем на своём языке – сам я не считаю себя на это способным, я из другого поколения. Работа с дебютантами это всегда сочетание разного опыта, - поколенческого, образовательного, профессионального, человеческого. А в конечном итоге – ключ к новой аудитории. 

Сабина Еремеева

Для продюсера дебют - всегда победа, независимо от фестивального или прокатного результата. Победа - в проживании нового, в столкновении со свежим взглядом и неожиданными творческими открытиями, на которые часто способны новички.

МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ О ТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЯХ В РАБОТАХ ДЕБЮТАНТОВ?

Андрей Плахов, председатель жюри конкурса «Дебют»

Отборщикам «Кинотавра» было из чего выбрать и они постарались представить разные типы картин. Мы видели ленты очень чётко ориентированные по жанру - к примеру, мистические триллеры. Видели фильмы явно авторского типа, индивидуальные высказывания - о себе, о поколении, о своих корнях, когда видно, что режиссёр стремится не просто показать свой профессионализм и владение жанровой формой, или работой с актёрами, а ещё и сказать нечто важное.

Александр Роднянский

У нас, - в отличие, скажем, от французской молодой кинематографии, - начинающие режиссёры стараются работать в жанровом кино. Они стали уходить от радикальных авторских поисков, которые были характерны для нескольких предыдущих поколений. Раньше в русском кино, традиционно сильном своим авторским сегментом, всегда стартовало много молодых, чьи амбиции были связаны именно с этим типом киноискусства. Сейчас в силу успеха в массовом прокате отечественных картин, молодые люди стараются объединить возможности независимого и жанрового кино: создать объёмные характеры и полноценные, убедительные истории, но при этом сделать их увлекательными для массового зрителя.

Фёдор Бондарчук

Темы, которые выбирают дебютанты, очень точно отражают время. В нашей киношколе «Индустрия» мы разбили работы студентов на три тематических группы: первая – будущее и всё, что связано с искусственным интеллектом, с машинами, меняющими нашу жизнь; второе, как ни удивительно, - отношения с церковью, попытка через религию понять себя и других; и третья – настоящее, но не так как мы его понимаем: это такое онлайн-настоящее – сегодняшний день через призму коммуникаций, интернет-зависимости, той реальности, в которой живёт поколение, не смотрящее телевизор. Эти три группы тем их волнуют, они хотят об этом говорить, и у них получается.

АКТЕРЫ ВСЁ ЧАЩЕ ДЕБЮТИРУЮТ КАК РЕЖИССЁРЫ И СЦЕНАРИСТЫ. ЧТО ИХ НА ЭТО ТОЛКАЕТ?

Мария Шалаева, актриса. Представила на «Кинотавр» сценарный и режиссёрский дебют – короткометражную ленту «Развод»

Актёр становится по ту сторону камеры, когда накапливается человеческий опыт - ведь режиссёр превращает в фильм то, что у него давно болит внутри. А ещё к этому подталкивает чувство, что ты как актёр подзастрял, перерос, и почти всё, что на тебя пытаются надеть - маловато. Толкают свободолюбие и независимость, проявляющееся в какой-то момент чувство «не хочу, чтобы мною командовали». Но, конечно, я не уйду из актёрской профессии - надеюсь, мне хватит времени и сил на оба занятия. Я чувствую в этом потребность, и, если честно, сегодня ночью уже написала первую страницу нового сценария.

Паулина Андреева, актриса. Представила на «Кинотавр» сценарный дебют – короткометражную ленту «Допинг»

Над фильмом «Допинг» я работала как сценарист в школе кино «Индустрия» - мы сняли эту работу после полугода обучения. Относительно драматургии я всё ещё нахожусь в состоянии «радость первых знаний», но актёрский опыт помогает работать над сценарием.

БУНЮЭЛЬ ДЕБЮТИРОВАЛ «АНДАЛУЗСКИМ ПСОМ», ХЬЮСТОН – «МАЛЬТИЙСКИМ СОКОЛОМ», ТАРАНТИНО ПРИШЕЛ С «БЕШЕНЫМИ ПСАМИ». ЕСТЬ ЛИ ШАНС УВИДЕТЬ РОССИЙСКИЕ ДЕБЮТЫ ТАКОГО ВЗРЫВНОГО УРОВНЯ?

Александр Роднянский

Эти картины принадлежат счастливым временам, когда не было ножниц между ожиданиями массовой аудитории и художественным качеством кинофильмов, когда на выдающиеся произведения искусства стояли огромные очереди. Но этот период закончился с выходом в 78-м году «Звёздных войн» - в кинематограф пришёл аттракцион. Он начал стремительно наращивать свою роль и сегодня абсолютно доминирует. Никто не хочет рисковать, большинство голливудских студий категорически отказались от фильмов среднего и малого бюджетов – именно тех сегментов, где ставились творческие эксперименты. Но давайте вспомним, что Звягинцев первым фильмом взял главный приз Венецианского кинофестиваля - для всего мира этот дебют обозначил приход полноценного художника. 

Андрей Плахов

Взрывной фильм предполагает провокацию, как в случае Бунюэля, или яркую органику, как у Годара. Да, в своё время у нас тоже были прекрасные дебюты: Тарковский – «Иваново детство», Кира Муратова - «Короткие встречи» и «Долгие проводы», Павел Лунгин – «Такси-блюз». Здесь, на «Кинотавре», побеждал дебют Бакура Бакурадзе «Шультес», здесь был замечательный фильм «Старухи» Геннадия Сидорова, к сожалению, покойного. Но такой первый шаг в профессию, конечно, встречается редко.

ЧЕМ ВЫЗВАНО РЕШЕНИЕ ЖЮРИ КОНКУРСА ДЕБЮТОВ ПРИСУДИТЬ ДВА ГЛАВНЫХ ПРИЗА?

Андрей Плахов

С нашей точки зрения оба фильма резко возвышались над основной массой конкурса. Это индивидуальные высказывания, авторское кино в чистом виде. Но они сделаны в абсолютно разных, можно сказать – противоположных традициях. «Глубокие реки» – фильм медитативный, с колоритной этнической и пейзажной составляющей – Кабардино-Балкария, горы, деревня. Безусловно, такая манера погружения – это школа Сокурова. Действие «Кислоты» напротив, происходит в городе, среди молодёжи, очень яркой и очень проблемной. Горчилин – ученик Серебренникова, и символично, что два фильма-победителя ярко представляют две столь разные кинематографические школы. Я очень доволен, что удалось убедить руководство фестиваля разделить главный приз за дебют.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: АКТЕРЫ О РАБОТЕ С РЕЖИССЁРАМИ-ДЕБЮТАНТАМИ

Виктория Исакова

Иногда тебя снимает большой режиссёр, и если между вами случается химия, то он к тебе возвращается - в своём следующем кино, и в следующем, и ещё в одном. Но чаще всего он использует ту тебя, которую полюбил, и хочет тебя именно в этом качестве, пусть с какими-то нюансами. И в какой-то момент ты понимаешь, что идёшь по накатанной: сама себя цитируешь, знаешь внутренние ходы, которые приведут к решению роли. А когда оказываешься у дебютанта - ждёшь от него нового видения и понимания тебя как актрисы: между вами нет прошлого, вас связывает только неизведанное настоящее. Надежда положить в копилку актёрского опыта что-то новое в себе – это мощный стимул, толкающий на работу с режиссёром-новичком.

Данила Козловский

Идея фильма «На районе» показалась мне крайне необычной. И то, что такая пацанская, дерзкая история рассказана девочкой, придавало ей, истории, особую, нежную интонацию. Именно этот странный симбиоз трогательного отношения к героям и мужской энергии, силы, я бы даже сказал, дикости персонажей очень меня привлёк. Таких ролей, как мой герой по кличке Киса, мне точно никогда не предлагали, и, думаю, не предложат ближайшее время: это полная, абсолютная противоположность тому, кто я есть.

Максим Виторган

Характеристика «новичок» для меня не является ни отрицательной, ни даже настораживающей. Встретиться с человеком, который долго готовился, чтобы впервые предъявить миру что-то важное – это шанс. Мне 45 лет, у меня около 60 фильмов, - может, и не бог весть каких, - поэтому я считаю, что за вновь прибывших надо цепляться. Их молодая энергия может изменить твою жизнь.

Анна Михалкова

Я много снимаюсь у дебютантов и убеждена, что очень важно давать им шанс поработать с состоявшимися артистами. Это возможность помочь быстрее пройти дистанцию от ученика до полноправного члена кинематографического сообщества. Либо наоборот - помочь понять, что этой дистанции новичку не преодолеть, и лучше уйти из профессии. Да, мною во многом движут педагогические мотивы. С другой стороны, съёмки у дебютантов - наша маленькая месть именитым режиссёрам, которые время от времени про нас забывают. Ну и, конечно, от работы с новичком всегда ждёшь какого-то открытия, разрыва шаблона, рождения звезды. Я люблю талантливых людей и рада быть причастна к их успеху.

Сергей Гармаш

Дебют - условный термин. Может быть, за кажущимся риском дебюта как раз и скрывается большой бонус - когда твои намеренья высоки и ничем не замараны, когда ты чего-то касаешься впервые и ничто не уводит тебя в сторону от замысла. Мне не очень везёт на молодых режиссёров: студенты время от времени что-то предлагают, но я вижу, что это только навредит – и мне, и дебютанту: там просто нечего играть. Но всегда читаю присланные сценарии, потому что верю – ходят здесь, по дорожкам «Кинотавра», будущий Тарковский, будущие Лиознова и Шепитько. Да, их трудно распознать, но их не надо бояться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ: ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА «ДЕБЮТ»

Александр Горчилин, режиссёр фильма «Кислота»

Главным призом для меня стал сам показ фильма, которого я страшно боялся - до этого ни с кем его не смотрел. Когда ты сам делаешь материал, в какой-то момент уже не можешь к нему эмоционально подключиться, не веришь в те смыслы, которые пытался в него вложить, или боишься, что другие их не поймут. А про шанс на награду я не думал вообще. Конечно, я живой человек и моё эго сейчас обливается мёдом, но я знаю цену этой штуке - призы нас профессионалами не делают. Режиссёрский опыт, безусловно, дал мне более вдумчивое отношение к профессии, мне стали лучше понятны её механизмы. Но заступ по ту сторону камеры, возможно, будет и мешать: я стал сильнее подключаться к режиссёрскому ходу мыслей, залезать на чужую территорию – и вот здесь важно сдержаться, послать себя подальше и вспомнить, что я – актёр и реализую замысел другого человека.

Владимир Битоков, режиссёр фильма «Глубокие реки»

Меня спрашивают, почему я снял фильм на кабардинском языке. Я ни секунды не сомневался, что буду снимать именно на нём, хотя это заведомо создавало ряд сложностей.  Главная из них - то, что сам я на кабардинском не говорю, хотя всю жизнь живу в Нальчике. Для меня этот фильм - очень сильное личное переживание, может быть - попытка отдать своей родине и её языку какой-то долг.

Награда «Кинотавра» стала полной неожиданностью - в прошлом году здесь победил мой однокурсник с фильмом «Теснота», и трудно было поверить, что два года подряд приз получат студенты одной мастерской. Вижу в этом серьёзный поклон нашему Мастеру, Александру Николаевичу Сокурову.

 

Ольга Ципенюк

 

Материал создан по заказу журнала «Огонёк» и опубликован в №22(5518) от 18.06.2018

https://www.kommersant.ru/doc/3656547

© 2006-2018 ОРКФ «Кинотавр»